Методическое пособие по ОДНКНР 5 класс
Роль христианства, ислама, иудаизма в духовной культуре Крыма
С 1 сентября 2022 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования. Изменения коснулись аудиторной нагрузки, углубленного изучения отдельных предметов, дополнительных учебных часов. Последние, согласно новому документу, образовательные организации могут направить в том числе на изучение основ духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР), предметной области, которая в средней школе появляется вместо ОРКСЭ («Основы религиозных культур и светской этики»), существующих в началке.
При этом в приказе Минпросвещения о внесении изменений во ФГОС от 18 июля 2022 года отдельно подчеркивается: «Изучение учебного предмета „Основы духовно-нравственной культуры народов России“ вводится поэтапно, учебный предмет преподается с 5 по 9 класс, начиная с 2023/24 учебного года».
Иными словами ОДНКНР из предметной области в 2023 году превратится в самостоятельный предмет.
Занятия по ОДНКНР проводятся в 5-9 классах российских школ уже почти 10 лет, с 2015 года. Согласно «Концепции преподавания предметной области „Основы духовно-нравственной культуры народов России“», курс должен ориентировать школьников на «ценности, моральные нормы, духовные традиции, формирующие российскую гражданскую идентичность, российское самосознание, понимание цивилизационной духовной сущности и уникальности российской многонациональной и многоконфессиональной культуры».
По данным из того же документа, ОДНКНР является смысловым продолжением «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) — предмета, введенного в программу четвертых классов в 2012 году.
Но если ОРКСЭ — самостоятельная учебная дисциплина, то занятия по основам духовно-нравственной культуры народов РФ не были описаны во ФГОС как отдельный предмет. При этом в обязательную программу 5-9 классов они все же входили. Дети изучали эту тему либо непосредственно на тематических занятиях, включенных в часть учебного плана, либо в составе других предметов и предметных областей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, либо в формате внеурочной деятельности.
Курс, как правило, вели учителя-предметники по гуманитарным дисциплинам, прошедшие повышение квалификации по преподаванию ОДНКНР.